Главная » Статьи » Мои статьи

Урок по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. САлтыкова-Щедрина

Цель урока: Выявить особенности сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина через анализ сказки  “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Задачи:

Формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.
Развивать умения делать выводы из прочитанного.
Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
Воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

3. Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование собственного отношения к героям произведений, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

Метапредметные:

познавательные: расширение представлений учащихся о сложности писательского труда; формирование умения мыслить, анализировать и оценивать прочитанное;
регулятивные: умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства, строить монологическое доказательное высказывание; формирование умения работать в группе.
: выявление заложенных в сказках Щедрина и рассказах Чехова непреходящих нравственных ценностей русской классической литературы; владение литературоведческой терминологией при анализе произведений, различными формами творческой работы (кластер, синквейн, рефлексивные таблицы); умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания.

 

 

 

 

Ход урока:

Знакомство. Мои ученики передавали вам привет, посмотрите на них.

Что перед вами? (карикатура).

Для чего такие фото? (чтобы посмешить).

Посмотрите на иллюстрации? А они какие? (тоже смешные).

Итак, говорить сегодня мы будем о смехе. А если точнее –  о смешном в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Запись в тетради темы.

Я   попрошу вас разделиться на группы и  на листочках написать ассоциации, которые вызывает у вас слово смех.

Работы вывешиваются на «стену».

Ребята, а всегда ли мы смеемся одинаково?

В искусстве встречаются два основных вида смешного: сатира и юмор.

Обратимся к интернет-ресурсам, чтобы определить эти понятия. Запишем.

А какой прием использует М.Е? На этот вопрос мы попробуем сегодня на уроке ответить.

Но сначала проверим, насколько хорошо вы знакомы со сказкой.

Тест по содержанию. Самопроверка.
Над чем или над кем  смеется писатель? Над героями и их отношениями. Давайте сравним генералов и мужика.
Заполнение таблицы по рядам.
Выводы. Какие генералы? Какой мужик? Каковы отношения между ними? Так какой прием использует писатель? Сатиру. Он высмеивает порок нашего общества – социальное неравенство. Но всегда ли его смех злой? Когда он говорит о мужике, он сочувствует ему, а значит мы имеем дело с юмором.
Физминутка. Инсценировка.

- Драка генералов.

- Мужик взял два куска дерева и потер друг об друга, в пригоршне суп сварил.

Как сделать что-либо смешным, высмеять? Ребята использовали программу, художники – краски, а писатель- слово и специальные литературные приемы. Попробуем их разгадать.

Сказочная форма.

Составление кластера на доске. Запись в тетради.

Творческая работа. Станем сами на минуту сатириками.

Домашнее задание.

Рефлексия «Фрукты».

Оценки.

Категория: Мои статьи | Добавил: Солнышко (03.02.2015)
Просмотров: 506 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar